2023 - 2024 учебный год
Методическое объединение школьных библиотекарей
Организация методической поддержки профессиональной компетентности, творческого роста и самореализации школьного библиотекаря
Дата проведения - 10.01.2024
Формат проведения - дистанционный
19.09.2023 - Анкетирование школьных библиотекарей
2022 - 2023 учебный год
Дистанционный круглый стол
Школьная библиотека: курс на читателя. Школьная
библиотека в помощь образовательному процессу
Время проведения с 05.12.2022 по 23.12.2022
Материалы направлять на почту utyanskaya2014@yandex.ru до 23.12.2022
Проблема. Повышение профессионального мастерства и профессионализма библиотечных работников общеобразовательных учреждений путём создания целостной системы работы школьной библиотеки, направленной на совместную деятельность в формировании информационной и читательской культуры школьника, воспитание высококультурной, гуманной и нравственной личности через книгу в условиях новых образовательных стандартов.
Цели и задачи.
1. Обеспечение учащимся, педагогическим
работникам, родителям доступа к информации, знаниям, идеям, культурным
ценностям посредством использования библиотечно–информационных ресурсов
общеобразовательного учреждения на различных носителях.
2. Выявление информационных потребностей и
удовлетворение запросов педагогических кадров школы в области новых
информационных технологий.
3. Воспитание культурного самосознания.
4. Формирование навыков библиотечного
пользователя: обучение поиску, отбору информации.
5. Активное внедрение новых информационных
технологий.
6. Обеспечение учебной литературой.
7. Оказание помощи в деятельности
учащихся, учителей и родителей в образовательных проектах.
Основные функции
Информационная— предоставление возможности использования
информации вне зависимости от ее вида, формата и носителя.
Воспитательная– способствует развитию чувства
патриотизма по отношению к государству, своему краю и школе.
Культурологическая— организация мероприятий,
воспитывающих культурное и социальное самосознание, содействующих
эмоциональному развитию учащихся.
Образовательная— поддержка и обеспечение
образовательных целей, сформированных в задачах развития школы и в
образовательных программах по предметам.
Направления деятельности
библиотеки
1. Приобщение обучающихся к чтению, улучшение
структуры и качества детского чтения, повышение статуса чтения и читающего
ребенка в обществе;
2. Оперативное и качественное удовлетворение
информационных потребностей в соответствии с современными требованиями, привлекая
ресурсы Интернет;
3. Духовно-нравственное воспитание детей
и подростков;
4. Правовое просвещение и воспитание детей и
подростков; активизация информационно-консультативной деятельности по
профилактике правонарушений среди детей и подростков;
5. Утверждение в сознании детей и подростков
социально значимых патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к
культурному и историческому прошлому;
6. Развитие интеллектуальных способностей
детей и подростков, расширение кругозора, приобретение культуры общения,
воспитание активной жизненной позиции;
7. Раскрытие личности ребенка, его творческих
способностей посредством организации и участия детей в различных мероприятиях.
Актуальность.
Перед современной общеобразовательной школой
стоит важнейшая задача – научить школьников ориентироваться в массе информации,
подготовить к жизни в условиях информационного общества. Существенную роль в
этом играет библиотека. Необходимость специальной информационной подготовки
человека к жизни в информационном обществе - главная проблема современности,
поэтому главным направлением работы школьной библиотеки, как информационного
центра является оказание помощи учащимся и учителям в учебно – воспитательном
процессе.
Основная часть.
Школьная библиотека является информационным
центром образовательного учреждения. Она
функционирует как традиционная библиотека с элементами медиатеки, поддерживает
и обеспечивает образовательный процесс.
Отличительная
особенность школьной библиотеки - функционирование ее как социальной системы в
рамках другой социальной системы. В связи с этим, она выполняет 80%
потребностей образовательного учреждения.
Школа ставит задачу - создать условия для раскрытия
творческого потенциала ребенка. Библиотека, являясь элементом образовательной
среды, способна активизировать творческий, интеллектуальный потенциал ребенка.
Главная задача любой школьной библиотеки является
оказание помощи учащимся и учителям в учебно-воспитательном процессе.
Без хорошей библиотеки школа не сможет выполнять на
высоком уровне свои образовательные и воспитательные функции.
Школьная библиотека прививает учащимся потребность в
постоянном самообразовании, развивает воображение, воспитывает гражданскую
ответственность. Она является учебной библиотекой,
поскольку обязана обеспечивать информацией и соответствующими документами
учебный процесс. В то же время она выполняет функции специальной библиотеки,
обслуживая педагогический коллектив школы, и публичной, предоставляя учащимся
внепрограммные материалы, поддерживая внеклассную и внешкольную работу. При
этом в отличие от публичной и специальной библиотек, школьная библиотека не
самостоятельна, а является структурным подразделением школы.
И первоклассник, и выпускник
школы, и педагог, и директор учебного заведения вовлечены в общую орбиту, имя
которой образование. Доказано, что сотрудничество библиотекарей
и учителей способствует повышению уровню грамотности учащихся, содействует
развитию навыков чтения, запоминания, а также выработке умения пользоваться
информационно-коммуникативными технологиями.
Взаимодействие библиотекаря и читателя-школьника строится
на принципах «педагогики сотворчества», где библиотеке отводится активная роль.
Формирование устойчивого интереса к книге, воспитание культуры чтения, развитие
творческого мышления осуществляется библиотекой с помощью инновационных и
традиционных методов личностного и читательского развития. Это прежде всего
индивидуальная работа, построенная в форме диалога. Второе - внеурочная жизнь
школьника. Именно в ней проявляется эмоциональная, духовная сторона жизни
ребенка. Психологи говорят о том, что развитие личности происходит лишь в
процессе деятельности самого человека. Часто дети
приходят в библиотеку просто пообщаться, поделиться радостью или горем,
получить поддержку, одобрение или совет.
Школьная библиотека является сегодня необходимым звеном
образовательной среды, т.е. и сама есть та материальная и духовная среда,
способная активизировать творческую деятельность детей и взрослых.
С реализацией образовательных стандартов задачи школьной
библиотеки стали более конкретными:
-совместно с учителями библиотекарь через книгу, чтение
обязан способствовать получению личностных результатов начального образования,
которые должны отражать, согласно стандарту, «чувства гордости за свою
Родину, народ и историю»;
-совместно с учителями библиотекарь всеми формами и
методами работы должен содействовать «активному использованию речевых средств и
средств информационных и коммуникационных технологий для решения
коммуникативных и познавательных задач»;
-согласно стандартам библиотекарям необходимо
активизировать обучение детей использованию различных способов поиска (в
справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве
Интернета), сбора, обработки, анализа, организации, передачи информации. При
этом необходимо соблюдать нормы информационной избирательности, этики и
этикета;
-активное участие во внеурочных занятиях детей (работа в
читальном зале библиотеки, массовые мероприятия);
-создание максимально комфортных условий для читателей
библиотеки;
Библиотеки существуют тысячи лет. С незапамятных времен
они были хранителями духовных богатств общества, помощниками всех, кто ими
пользовался. Со временем меняется человек; развивается наука и техника;
усложняются школьные программы; другими становятся дети, но человечество так и
не придумало лучшего способа для развития своего же интеллекта, чем чтение. Но
сегодня книга уже перестала быть единственным источником знаний. Видео- и
аудиоматериалы, компьютерные сети и программы разрушили её информационную
монополию и все активнее внедряются во все области знаний.
Библиотека в школе больше, чем просто библиотека. И не
только школьная, но и любая учебная библиотека. Успешная организация
учебно-воспитательного процесса складывается из многих факторов. Одним из них
является и школьная библиотека, которая сегодня должна стать основным звеном
обеспечения необходимой информацией как учителей, так и учащихся.
Предлагаю темы для обсуждения на заседании круглого стола.
Чтение в системе ценностей
современного школьника.
Популяризация культурного
наследия как фактор формирования патриотических традиций.
Методы и технологии привлечения к
чтению. Опыт. Проблемы. Перспективы.
Программно-проектная деятельность
в области чтения: идеи и решения.
Социальное партнерство как залог
успеха эффективной работы в поддержку чтения.
Идущие вместе: партнёрство библиотеки и
образования.
Чтение детей и подростков – путь к успеху
каждого.
Дружим с книгой всей семьёй.
Формирование мотивации к чтению у школьников
средствами школьной библиотеки
Требование к материалам, присланным
участниками заседания круглого стола:
1.Название темы (прописными
буквами), фио автора (полностью), занимаемая должность, № общеобразовательного
учреждения.
2.Краткая аннотация (1-3
предложения) шрифт 12 pt Times New Roman)
3.Ключевые слова: (перечень ключевых слов до 10, шрифт 12
pt Times New Roman)
4.Текстовые материалы должны быть представлены в виде
одного файла в формате MsWord. Формат листа А-4, слева-3см, справа 1,0
см, вверху и внизу по 2,0см. Шрифт «Times New Roman», кегль 14,
междустрочный интервал – одинарный. Абзац – 1,25 см, выравнивание по ширине.
Объем до 8 страниц включительно. Не более 2-3 чётких фотографий, отражающих
тему выступления. Фотографии вставить
после текста «ключевые слова».
5.Использованная литература.
6.Текст
должен быть тщательно вычитан и отредактирован. Автор несёт ответственность за
содержание, достоверность приведенных фактов, цитат, статистических и иных
данных, имен, названий и прочих сведений. Содержание материала должно отражать
опыт работы по выбранной проблеме. Разработки сценариев мероприятий не включать
в представленные материалы из опыта работы. Материалы, не соответствующие требованиям Положения и допущением
грамматических ошибок, печататься не будут.
Материалы отправить на почту utyanskaya2014@yandex.ru до 23.12.2022 По
итогам заседания дистанционного круглого стола будет издан электронный сборник,
который представляется на одобрение заседания методического совета
методического центра управления образования,
размещается на блоге «Макеевка. Школьные библиотеки». Сборник с материалами заседания круглого
стола отправляется авторам статей, что даст возможность добавить опубликованные
материалы в своё портфолио.
Модернизация системы библиотечной работы для создания пространства, способствующего повышению читательской компетенции и информационной культуры
Форма проведения: семинар
Формат: дистанционный
Время проведения: 16.11.2022 - 16.12.2022
“… не с курьёзами и диковинками науки должно
в школе занимать дитя, а, напротив –
приучить его находить занимательное в том,
что его беспрестанно и повсюду окружает”
Модернизация системы библиотечной работы для создания пространства, способствующего повышению читательской компетенции и информационной культуры учащихся, базируется на основных положениях: теории деятельности, теории развития познавательного интереса к чтению, теории активизации познавательной деятельности школьника, педагогики коллективных дел.
Большое внимание в настоящее время уделяется модернизации системы библиотечной работы для создания пространства, способствующего повышению читатальской компетенции и информационной культуры школьников, поскольку книга играет особую роль в становлении и развитии человека. Для полноценного нравственно-эстетического развития личности формирования читательской культуры мало использовать педагогический потенциал литературы как предмета, его необходимо применять в единстве с различными формами внеурочной работы, внеклассными занятиями в условиях школьных библиотек, в учреждениях дополнительного образования, в работе с семьями учащихся. Школа, интегрируя воспитательные возможности библиотеки, заинтересованность родителей, используя специальные формы и методы работы, способна инициировать у школьников интерес к самостоятельной читательской деятельности, создать атмосферу творческой заинтересованности чтением. Поэтому необходимо выявить те педагогические условия, которые обеспечат эффективное взаимодействие школы, семьи и библиотеки в целях активизации читательской деятельности, повышению считательской компетенции, развитию информационной культуры школьников.
Аспекты методики познавательного интереса включают три момента:
1. Привлечение учащихся к целям и задачам;
2. Возбуждение интереса к содержанию материала;
3. Включение читателей в интересную для них форму работы.
“ Учение, лишённое всякого интереса и взятое только силой принуждения, убивает в ученике охоту к учению, а учение, основанное только на интересе, не даёт возможности окрепнуть самообладанию и воле ученика, так как всё в учении интересно и необходимо брать силою воли”
К.Д. Ушинский
Условия, для проявления познавательной деятельности:
• создание атмосферы сотрудничества и доброжелательности в классе;
• создание “ситуации успеха” для каждого школьника;
• включение ученика в активную деятельность, коллективные формы работы;
• использование элементов занимательности, нестандартности при изучении материала;
• использование проблемных ситуаций;
• практико-ориентированная направленность материала.
Активные методы обучения позволяют использовать все уровни усвоения знаний: от воспроизводящей деятельности через преобразующую к главной цели – творческо-поисковой деятельности. Творческо-поисковая деятельность оказывается более эффективной, если ей предшествует воспроизводящая и преобразующая деятельность, в ходе которой учащиеся усваивают приемы учения.
Необходимость активного обучения заключается в том, что с помощью его форм, методов можно достаточно эффективно решать целый ряд задач, которые трудно достигаются в традиционном обучении:
• формировать не только познавательные, но и профессиональные мотивы и интересы, воспитывать системное мышление;
• учить коллективной мыслительной и практической работе, формировать социальные умения и навыки взаимодействия и общения, индивидуального и совместного принятия решений, воспитывать ответственное отношение к делу, социальным ценностям и установкам, как коллектива, так и общества в целом.
В библиотечной практике используются различные пути активизации познавательной деятельности, которая способствует повышению читательской компетенции, развитию информационной культуры, основные среди них – разнообразие форм, методов, средств обучения, выбор таких их сочетаний, которые в возникших ситуациях стимулируют активность и самостоятельность учащихся.
Под педагогическими условиями реализации взаимодействия школы, библиотеки и семьи понимается создание такого пространства (среды), в котором была бы представлена совокупность педагогических, психологических факторов (отношений, средств и т. д.), обеспечивающая возможность учителю, библиотекарю (руководителю детским чтением) организовать совместную активную творческую деятельность родителей, педагогов и детей с целью становления личности, формирования читательской самостоятельности школьников и гармонизации межличностных отношений во всех сферах этого взаимодействия.
Кредо современного библиотекаря:
• Создать из повседневного - удивительное.
• О сложном говорить увлекательно, эмоционально.
• Учить всему кратко, понятно, основательно.
Наибольший активизирующий эффект на занятиях дают ситуации, в которых читатели-школьники сами должны:
• отстаивать свое мнение и принимать участие в дискуссиях и обсуждениях;
• ставить вопросы своим товарищам и преподавателям, рецензировать ответы одноклассников;
• самостоятельно выбирать посильное задание и искать варианты решения познавательной задачи;
• создавать ситуации самопроверки, анализа личных познавательных и практических действий и др.
Можно утверждать, что новые технологии самостоятельного обучения имеют в виду, прежде всего, повышение активности учащихся: истина, добытая путем собственного напряжения усилий, имеет огромную познавательную ценность.
Методы обучения:
• самостоятельный поиск необходимой информации;
• метод проектов;
• тестирование;
• овладение разными учащимися разного материала;
• творческая деятельность в процессе обучения: дискуссия, самостоятельное создание продуктов труда, воображения, работа над учебно-исследовательскими проектами и др.
• эвристическая деятельность: “мозговой штурм”, “мозговая атака”, ТРИЗ и др.;
• метод инверсии: решение творческой задачи с помощью анализа и синтеза, конкретного и абстрактного;
• метод эмпатии (метод личной аналогии);
• проблемное обучение.
Но активности познавательной деятельности, проявленной на уроке, требуется выход и во внеурочные формы работы, поэтому помимо урока играет важную роль организация исследовательской и проектной деятельности учащихся. Одним из путей творческого восприятия современных наук – это систематическая исследовательская и проектная деятельность, позволяющая применять полученные знания на уроке на практике: участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях разного уровня. Современные условия развития общества требуют переориентации обучения с усвоения готовых знаний, умений и навыков на развитие личности ребенка, его творческих способностей, самостоятельности и критичности мышления, умения работать с информацией. Три главные задачи образовательного процесса:
1. Социализация школьника: формирование навыков общения, умение не только добывать знания, но и эффективно их использовать;
2. Формирование определенного уровня компетенции читателя;
3. Подготовка учащихся к участию в реализации замысла, проекта, исследования.
Главная ценность культуры сегодня – читающий ребенок. Открывая книгу, он вместе с тем, открывает свой личностный потенциал. Книга питает его ум и душу. И тогда книга становится пространством для развития личности, формирования лучших человеческих качеств.
Опыт свидетельствует, что плохо читающие ученики обречены на неуспеваемость в средних и старших классах, где учебный материал увеличивается во много раз. Кроме того, в процессе чтения совершенствуются оперативная память и устойчивость внимания, от которых зависит умственная память и умственная работоспособность.
Книга – важнейшее средство информационного общения. В учебной книге моделируются жизнь, чувства, мысли и дела, не только отдельной личности, но и всего человечества во всех доступных измерениях времени и пространства:
• важнейшее средство пропаганды и популяризации знаний;
• важнейшее средство воспитания и образования, повышения культуры учащихся.
Формы работы с книгой:
1. Репродуктивно-поисковая: составление плана, схемы, конспекта по тексту
2. Сравнительно-аналитическая: составление таблиц, схем, рисунков
3. Творческая: тесты, кроссворды, тексты с ошибками.
Информационные технологии – это все технологии, использующие специальные технические средства (ЭВМ, аудио, видео, кино).
Использование продуктов информационных технологий (презентация, интерактивная доска, видеоматериалы, учебный фильм и др.) вызывает особый интерес, ученики значительно ярче и глубже осознают важность, значимость изучаемых вопросов и оттого относятся к ним с большим интересом.
Если библиотекарь на современном этапе сочетает традиционные методы с информационными технологиями у читателя:
• активизируется познавательная деятельность;
• возникают новые мотивы познавательной деятельности и, как следствие, растет интерес;
• формируется творческое мышление;
• развиваются коммуникативные способности;
• выполняются задания исследовательского характера;
• применяются полученные знания в жизни.
План проведения дистанционного семинара
Материалы семинара
Рекомендации
Домашнее задание
Регистрация участников
Берега души Марины Цветаевой
Романова Л.А.,
заведующий библиотекой МБОУ «ОШ № 90»
В октябре в рамках Международного
месячника школьных библиотек «Чтение ради глобального мира и гармонии»,
состоялось литературное мероприятие «Берега души Марины Цветаевой». Оно было
приурочено к юбилейной дате-130-летию со дня рождения великой поэтессы
Серебряного века.
Модераторы мероприятия Романова
Л. А., заведующий библиотекой, Грабовая Т.А., учитель музыки МБОУ» Основная
школа №90 города Макеевки».
Романова
Л.А. познакомила детей с интересными фактами из жизни и творческой деятельности
поэтессы посредством презентационных материалов, провела в онлайн мероприятие
«Читаем вместе, читаем вслух…», где дети рекламировали стихи поэтессы с мировым
именем. В течение мероприятия библиотекарь переходила на выразительное чтение
произведений писательницы.
Учитель музыки Грабовая Т.А. отметила, что Марина Ивановна обладала утонченным музыкальным вкусом,
а любовь к музыке поэтесса унаследовала
от мамы, которая была пианисткой,
обратила внимание детей на мелодичность поэзии Цветаевой. Песни на стихи поэтессы
нашли эмоциональный отклик у детской аудитории.
Большое впечатление на школьников
произвели поэтические строки Марины Цветаевой, пронизанные любовью и наполненные
эмоциональной силой. В ходе мероприятия ребята обменялись мнениями и
впечатлениями, отметили необыкновенную проникновенность строк поэтессы.
Мероприятие проходило в онлайн
режиме, сопровождалось электронной презентацией «Марина Цветаева: от поэзии к
песне» и книжной выставкой «Муза Серебряного века».
2021 - 2022 учебный год
15.04.2022 в дистанционном формате завершился фестиваль творческого
мастерства «Школьная библиотека – территория
возможностей и творчества школьника», в котором приняли участие заместитель
директора по учебно – воспитательной работе СШ № 93, библиотекари Лицей №1
«Лидер», Лицей №2 «Престиж», СШ№ 1, 2, 7, 18, 22, 34, 49, 60, 62, 95,103, ОШ№
39 города Макеевки, библиотекари школ № 18 города Донецка и № 52 города
Горловки.
Материалы фестиваля показали осведомлённость педагогов и библиотекаря в
новых тенденциях образования. Отметили необходимость технологического оснащения
образования, наличия литературы для реализации учебных планов. Осознали суть
происходящих в мире перемен в организации образовательной среды в соответствие
со временем как для школьников, так и для учителей. Модератор фестиваля
Утянская Т.С., методист методического центра управления образования администрации
города Макеевки.
Все участники фестиваля отмечены патентами на
творческое использование инновационной идеи в работе с учащимися средствами
школьной библиотеки.
Дистанционный фестиваль творческого
мастерства «Школьная библиотека –территория возможностей и
творчества школьника»
С 16.03 по 15.04.2022 в дистанционном формате состоится фестиваль творческого мастерства «Школьная библиотека – территория возможностей и творчества школьника».
Приглашаем к участию библиотечных работников, педагогов, старшеклассников общеобразовательных учреждений города Макеевки и городов и районов Донецкой Народной Республики.
Время проведения
с 16.03.
по 15.04.2022
Материалы направлять на почту utyanskaya2014@yandex.ru до 15.04.2022
Проблема. Повышение профессионального мастерства и профессионализма библиотечных работников общеобразовательных учреждений путём создания целостной системы деятельности школьной библиотеки, направленной на формирование информационной и читательской культуры школьника, реализации образовательных программ средствами школьной библиотеки
Цель.
Ø
Содействовать в
организации инновационной деятельности школьных библиотек образовательных
учреждений.
Ø Содействовать обобщению и
распространению опыта библиотечных работников общеобразовательных учреждений в
использовании инновационных технологий при совместной деятельности
педагогических работников школы.
Ø
Содействовать
развитию системы информационно — методического обеспечения работы учащихся и
педколлектива.
Ø
Способствовать созданию
условий для повышения профессиональной компетенции, личностного роста и
развития творческого потенциала школьного библиотекаря, педагога, учащихся.
Ø
Содействовать
деятельности работникам школьных библиотек по продвижению чтения и книги в
общеобразовательных учреждениях средствами школьной библиотеки.
Актуальность
Мир идет к новому пониманию образования как личностно — ориентированной культуры, где открыты возможности осуществления свободного саморазвития ребенка и самого педагога. Все чаще в научной литературе стал использоваться термин «опережающее образование», адаптированное к устойчивому будущему страны и мира. В отличие от традиционного его иногда называют смарт — образованием, то есть умным образованием. В нем задействованы не только новые технологии и новая информационная среда, но и новый подход к образованию, в котором большое число функций человека будет передано машине, главным источником знаний будет Интернет и электронная среда, а в организации образования первостепенное место займет дистанционное обучение В основу новой модели школьного образования заложено развитие личности активной, мобильной, способной действовать в нестандартных ситуациях, применять полученные знания для решения новых задач.
Новое понимание роли
образования, нацеленного на опережающее развитие, заложено в концепцию новой
школы, в которой акцент сделан на созидающем характере образования, на
активизации познавательной деятельности учащихся.
Основная часть.
Участие школьных
библиотекарей в образовательной деятельности, нацеленной на будущее,
предполагает их активную роль в решении задачи творческого развития школьников,
которая может быть решена только на основе когнитивного подхода к образованию,
с учетом специфики мозгового обеспечения процессов обучения.
В русле
психологических и нейрофизиологических проблем образования особое значение
приобретает чтение как интегральная основа всей системы
образования. Нейропсихологами установлено, что именно чтение максимально
активизирует разные сферы человеческого сознания, необходимые для восприятия,
усвоения, переработки информации и создания на этой основе нового знания.
Поддерживая и развивая интерес учащихся к чтению, помогая им в глубоком
освоении читаемого материала, формируя культуру чтения, а значит, усиливая все функции
мозговой деятельности ученика, школьный библиотекарь становится у руля
активного познания Читающий ребенок, как правило, лучший ученик в классе.
Доказано, что среди лучших учеников есть общие направления их деятельности —«
они все умеют читать лучше всех остальных». Взяв на себя руководство
чтением школьников, библиотекарь вносит огромный вклад в образовательный
процесс школы, повышает его результативность.
Активизация чтения
является вместе с тем предпосылкой развития информационной культуры учащихся.
Именно с чтения формируется способность к глубокому усвоению, интерпретации и
переработки информации. Однако сегодня речь идет не только об информатизации
учебного процесса, но и о взаимосвязи ее с библиотечным делом. Библиотекарь,
общаясь с учениками, не только снабжает их новой информацией, он интегрирует
информацию с библиотечными ресурсами и делает это с помощью библиотечных
методов: знакомит их с каталогами, с системой классификации фондов, со
справочным аппаратом библиотеки, с библиотечной терминологией, облегчающей
ученику путь в Интернет. Там он встретится с такими же понятиями: запрос,
индекс, каталог, ссылка, ключевые слова, рубрика и др. Сам факт
взаимопроникновения библиотеки в Интернет облегчает формирование информационной
культуры школьников. Особенность информационного обучения через библиотеку
состоит в том, что в процессе этого обучения происходит передача техник с
профессионального на непрофессиональный уровень. Найти нужную информацию,
проанализировать, обработать, использовать для получения нового знания и
опубликовать свои результаты в виде сайта в Интернете, или электронной
презентации в школе — все это свидетельствует не только об информационной
грамотности, но и о развитии творческого начала в личности ученика.
Опережающее
образование должно стать своего рода «агентом влияния», который будет
содействовать более быстрому и масштабному переходу школы на новую ступень
своего развития. Здесь на первое место выходят духовные ценности, а вместе с
ними задача духовно —нравственного воспитания школьников. Пропагандируя детям
лучшие образцы художественной литературы, разрабатывая программы по приобщению
детей к искусству, учащиеся активно воспринимают и прочитывают его разные виды,
сопоставляют с личным опытом читателя – зрителя – слушателя, библиотекарь
вносит существенный вклад в дело гуманизации образования.
Таким образом, какую
бы сторону опережающего образования мы ни затронули, школьный библиотекарь,
используя свои ресурсы и свои методы, прокладывает путь к его реализации.
Школьный библиотекарь – специалист в школе, который осуществляет педагогическую
деятельность библиотечными средствами, а библиотечные средства реализует для
совершенствования образовательного процесса.
В организационном
плане новые задачи образовательной деятельности потребовали от библиотекаря
тесной связи с учителями – предметниками. При наличии в фондах библиотеки
литературы методологического характера, освещающей новые тенденции в
образовательном процессе, школьный библиотекарь знакомит учителей с новейшей
литературой.
Для этого сам
библиотекарь должен быть осведомлен в новых тенденциях образования, понимать,
что идет на смену сегодняшнему содержанию и технологическому оснащению
образования, следить за литературой методологического характера, осознавать
суть происходящих в мире перемен, организовывать соответствующую времени
образовательную среду, как для школьников, так и для учителей.
Предлагаю
перечень тем для освещения на фестивале
творчества школьного библиотекаря.
1.Учебная литература
– основной помощник в самообразовательной деятельности школьника.
2.Образовательная функция школьной библиотеки в обеспечении исследовательской и проектной деятельности учащихся.
3.Справочная и
энциклопедическая литература в обеспечении инновационной образовательной
деятельности учащихся.
4.Фонд школьной
библиотеки и Интернет ресурсы в повышении интеллектуального потенциала
учащихся.
5.Слайд –
презентации, интерактивные модели, задачи и упражнения, видеофильмы,
электронные учебники, конкурсы, тестовые - помощники в повышении качества
образования школьника.
6.Библиотечные уроки
как средство повышения ассимиляции межпредметных знаний, выработке учебных и
социальных компетенций.
7.Формирование у
учащихся знаний, умений, навыков информационного самообеспечения учебной,
профессиональной или иной познавательной деятельности средствами школьной
библиотеки.
8.Единый образовательный портал «Образовательные ресурсы Интернет», сайт или блог школьной библиотеки - помощники в реализации образовательных программ.
Требование к
материалам, присланным участниками:
1.Название темы (прописными буквами), фио автора
(полностью), занимаемая должность, № общеобразовательного учреждения. Например,
ЕДИНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОРТАЛ «ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ
ИНТЕРНЕТ», САЙТ ИЛИ БЛОГ ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКИ - ПОМОЩНИКИ В РЕАЛИЗАЦИИ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
Кралько Зинаида Ивановна, библиотекарь
МБОУ «Средняя школа №27 города Макеевки»
Краткая аннотация. В статье раскрыта
понятия единого образовательного портала, практическое значение образовательных
ресурсов в реализации образовательных программ. Материалы из опыта работы,
размещённые на блоге школьной библиотеки оказывают помощь в усвоении нового
материала по различным предметам.
Ключевые слова. Портал, ресурсы Интернет, информационные технологии, образовательные программы, читательский интерес, проектная деятельность.
Размещаются 2-3 фотографии
Актуальность.
Мир идет к новому пониманию образования как личностно
— ориентированной культуры, где открыты возможности осуществления свободного
саморазвития ребенка и самого педагога. Все чаще в научной литературе стал
использоваться термин «опережающее образование»,….
Основная часть.
Выводы.
Использованная литература
2.Краткая аннотация (1-3 предложения) шрифт 12 pt Times New Roman)
3.Ключевые
слова: (перечень ключевых слов до 10, шрифт 12 pt Times New Roman)
4.Текстовые материалы
должны быть представлены в виде одного файла в формате MsWord. Формат
листа А-4, слева-3см, справа 1,0 см, вверху и внизу по 2,0см. Шрифт «Times
New Roman», кегль 14, междустрочный интервал – одинарный. Абзац – 1,25 см,
выравнивание по ширине. Объем до 8 страниц включительно. Не более 2-3 чётких
фотографий, отражающих тему выступления. Фотографии вставить после текста
«ключевые слова».
5.Использованная литература.
6.Текст должен быть тщательно вычитан и
отредактирован. Автор несёт ответственность за содержание, достоверность
приведенных фактов, цитат, статистических и иных данных, имен, названий и
прочих сведений. Содержание материала должно отражать опыт работы по выбранной
проблеме. Разработки сценариев мероприятий не включать в представленные
материалы из опыта работы. Материалы, не
соответствующие требованиям и допущением грамматических ошибок, печататься не
будут.
Материалы отправить на почту utyanskaya2014@yandex.ru до 15.04.2022 По итогам фестиваля творчества школьного библиотекаря
будет издан электронный сборник, который представляется на одобрение заседания
методического совета методического центра управления образования, размещается на блоге «Макеевка. Школьные
библиотеки». Сборник с материалами творческой
деятельности школьного
библиотекаря отправляется авторам
статей, что даст возможность добавить опубликованные материалы в своё
портфолио.
МАСТЕР - КЛАСС «СОЗДАНИЕ БУКЛЕТОВ, БИБЛИОГРАФИЧЕСКИХ УКАЗАТЕЛЕЙ, ДАЙДЖЕСТОВ, ФЛАЕРОВ»
15.12.2021 в дистанционном формате
Приглашаются школьные библиотекари:
СШ № 7, 15, 53, 59, 92, 93, 108, ОШ №56, НШ №5.
Руководитель – Бабенкова Н.Н., заведующий библиотекой Лицей №1 «Лидер».
Методическое сопровождение – Утянская Т.С., методист методического центра управления образования администрации г. Макеевки
Цель. Обеспечить развитие библиотечного дела путём повышения профессионального мастерства через формы методической работы (мастер – класс). Оказать помощь школьному библиотекарю в работе по созданию буклетов, библиографических указателей, дайджестов, флаеров с целью совершенствования библиотечной деятельности.
I. Содержание
1.Создание буклетов или брошюр онлайн. Создание буклета в Power - Point для Интернета - Microsoft ...
По ссылке: https://support.microsoft.com › ru-ru › office › https://www.canva.com › ru_ru › sozdat › bukle
2.Создание библиографических указателей, совершенствование информационно – библиографического обслуживания. Автоматизация библиотечных процессов: ведение электронного каталога и тематических картотек.
По ссылке- https://www.calameo.com › books
3.Создание дайджеста «для чайников»: подробная инструкция по ссылке https://web-copywriting.ru › veb-rajting › sozdanie-daj
4.Создание флаеров онлайн по ссылке https://constructor.wolf.ua › constructor-flyers
II.Домашнее задание. Создание буклетов, библиографических указателей, дайджестов, флаеров. Созданные материалы направить на почту utyanskaya2014@yandex.ua до 10.03.2022 для получения сертификата
Дистанционный круглый стол
Школьная библиотека - часть единого информационного образовательного пространства
С 15.12.2021 по 31.01.2022 состоится в дистанционном формате заседание круглого стола по теме «Школьная библиотека - часть единого информационного образовательного пространства».
Приглашаем к участию библиотечных работников, педагогов, старшеклассников общеобразовательных учреждений города Макеевки и городов и районов Донецкой Народной Республики. Материалы размещены в разделе «Повышаем профессиональное мастерство»
Время проведения
с 15.12.2021 по 31.01.2022
Материалы направлять на почту utyanskaya2014@yandex.ua до 01.02.2022
Проблема. Повышение профессионального мастерства и профессионализма библиотечных работников общеобразовательных учреждений путём создания целостной системы деятельности школьной библиотеки, направленной на формирование информационной и читательской культуры школьника, воспитание высококультурной, гуманной и нравственной личности через книгу и инновации библиотечной работы в условиях новых образовательных стандартов.
Цель.
Содействовать в организации инновационной деятельности школьных библиотек образовательных учреждений.
Содействовать обобщению и распространению опыта библиотечных работников общеобразовательных учреждений в использовании инновационных технологий и расширения новых сетевых взаимодействий с организациями и учреждениями города и республики.
Содействовать развитию системы информационно-методического обеспечения работы школьных библиотек в дистанционном формате.
Способствовать созданию условий для повышения профессиональной компетенции, личностного роста и развития творческого потенциала библиотечных специалистов в условиях новых ГОС.
Содействовать деятельности по продвижению чтения и книги в общеобразовательных учреждениях средствами школьной библиотеки.
Актуальность.
Сегодня в современном мире государством и обществом предъявляются новые требования к образованию и к его результатам. Новое понимание образовательных результатов легло в основу Республиканских примерных образовательных программ, реализуемых в системе общего образования.
Изменение требований к образованию неизбежно влечет за собой и изменение требований к учителю, уроку, кабинету, библиотеке и ко всей школе в целом. Так переход на ГОС привел к модернизации деятельности школьной библиотеки, изменению подхода школьного библиотекаря к использованию новых форм и методов работы, пересмотру роли библиотеки в учебно –воспитательном процессе по сравнению с традиционными формами работы. Пришло понимание того, что школьная библиотека уже не может быть только местом для выдачи книг. Современное библиотековедение в качестве главной из насущных задач учебной библиотеки выдвигает обучение учащихся читательской и информационной культуре. Поскольку приобщение детей и подростков к чтению, формирование информационной культуры учащихся позволяет школьной библиотеке воспитать грамотную, интеллектуальную, творческую, нравственную личность, способную жить в информационном обществе и обществе знаний.
Целью деятельности школьной библиотеки представляется - содействие эффективной реализации задач образовательного процесса путем информационно-библиотечного обслуживания учащихся и педагогов.
Основная часть.
Деятельность школьной библиотеки рассматривается в трех направлениях:
информационно-методическое обеспечение общеобразовательного процесса с учетом тех требований, которые прописаны в стандарте;
развитие информационной грамотности учащихся, в том числе при организации их проектной деятельности;
информационное и методическое обеспечение построения индивидуальных образовательных траекторий учащихся.
Школьная библиотека занимает важное место в становлении информационной компетентности учащихся, а также содействует развитию навыков непрерывного образования школьников методом обучения их информационно-поисковой деятельности.
При использовании информационных технологий необходима не просто передача библиотечно-библиографических знаний, а формирование информационной компетентности учащихся включающей:
навыки использования различных способов информационно-поисковой деятельности (библиотечно-библиографическая компетентность);
умения анализировать и оценивать информацию (критическое мышление);
умение перерабатывать и структурировать текст (культура чтения);
умения использовать современные информационные технологии.
Место школьной библиотеки обозначено в реализации стандартов. В новом стандарте начального общего и основного общего и среднего образования представлена роль школьной библиотеки, как учебного, методического и информационного обеспечения реализации основной образовательной программы учреждения.
Внимание акцентируется на создание комфортной, развивающей образовательной среды учебного заведения. В трактовке стандарта для этого понятия подразумеваются такие качества образования, как открытость, доступность, и привлекательность. В новом стандарте внимание концентрируется на комфортности образования, как для учащихся, так и для всего педагогического коллектива.
Одним из компонентов образовательного пространства или образовательной среды является создание индивидуальной успешности, содействие самоопределению всех участников образовательного процесса. Именно педагогический коллектив, к которому относятся и работники школьных библиотек, несет огромную ответственность за комфортную образовательно-воспитательную среду в школе, среду общения педагогов и учащихся, насыщенную, богатую содержанием.
Таким образом, школьная библиотека не может оставаться в стороне от учебно–воспитательного процесса, наоборот, она содействует информационно-методическому обеспечению общеобразовательного процесса, а также оказывает помощь в реализации основной образовательной программы, которая способствует формированию информационной компетентности учащихся и включает:
-побуждение желания соответствовать высокому званию гражданина, уважительно относиться к таким высоконравственным понятиям, как Родина, патриотизм, подвиг, героизм, интернационализм;
-изучение истории и культуры Отечества и родного края;
-умение найти необходимую информацию и пользоваться ею, что способствует формированию библиотечно-библиографической компетентности;
-умение анализировать и оценивать информацию, способствующую развитию критического мышления;
- перерабатывать и структурировать текст, формирующий культуру чтения;
- умение использовать современные информационные технологии;
-умение создать свою, особую, библиотечную среду, включающую информационную, культурную, эмоционально-психологическую, экологическую и материальную составляющие;
-создание комфортности, которой является библиотечный фонд и его использование в образовательном процессе;
-внедрение библиотечных программ и проектов, ведь одной из его задач является обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса, взаимодействия всех его участников, единства учебной и внеурочной деятельности.
Темы для обсуждения и обмена опытом работы.
1.Отражение стратегических целей государственной политики в сфере образования средствами школьной библиотеки.
2.Современные подходы в организации библиотечного пространства.
3.Виртуальное пространство школьной библиотеки как ресурс повышения информационно-образовательной среды школы, способствующий формированию патриотических и духовно-нравственных качеств школьника.
4.Интерактивные формы и мультимедийные проекты в организации приобщения детей к чтению в школьном библиотечном пространстве.
5.От безликости к многоцветности: использование минимальных средств в преобразовании библиотечного пространства.
6. Дизайн библиотек — основные вехи библиотечного пространства.
6.Александрийская библиотека: метаморфозы прошлого и проекции будущего.
7.Забытые страницы библиотечной деятельности великих людей – библиотекарей.
8. По следам библиотечного марафона: от прошлого – к будущему.
9.Учебно – исследовательская и проектная деятельность средствами школьной библиотеки.
10.Воспитание основ правовой, эстетической, физической и экологической культуры в школьной библиотеке.
11.Секреты библиотечного мастерства: методы активного и интерактивного приобщения учащихся к науке –библиотек, выставок, музеев, объектов культуры.
12.Библиотека- легенда, библиотека – образование, библиотека –загадка.
Требование к материалам, присланным участниками заседания круглого стола:
1.Название темы (прописными буквами), фио автора (полностью), занимаемая должность, № общеобразовательного учреждения.
2.Краткая аннотация (1-3 предложения) шрифт 12 pt Times New Roman)
3.Ключевые слова: (перечень ключевых слов до 10, шрифт 12 pt Times New Roman)
4.Текстовые материалы должны быть представлены в виде одного файла в формате MsWord. Формат листа А-4, слева-3см, справа 1,0 см, вверху и внизу по 2,0см. Шрифт «Times New Roman», кегль 14, междустрочный интервал – одинарный. Абзац – 1,25 см, выравнивание по ширине. Объем до 8 страниц включительно. Не более 2-3 чётких фотографий, отражающих тему выступления. Фотографии вставить после текста «ключевые слова».
5.Использованная литература.
6.Текст должен быть тщательно вычитан и отредактирован. Автор несёт ответственность за содержание, достоверность приведенных фактов, цитат, статистических и иных данных, имен, названий и прочих сведений. Содержание материала должно отражать опыт работы по выбранной проблеме. Разработки сценариев мероприятий не включать в представленные материалы из опыта работы. Материалы, не соответствующие требованиям Положения и допущением грамматических ошибок, печататься не будут.
Материалы отправить на почту utyanskaya2014@yandex. ua до 31.01.2022 По итогам заседания дистанционного круглого стола будет издан электронный сборник, который представляется на одобрение заседания методического совета методического центра управления образования, размещается на блоге «Макеевка. Школьные библиотеки». Сборник с материалами заседания круглого стола отправляется авторам статей, что даст возможность добавить опубликованные материалы в своё портфолио.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ ШКОЛЬНЫХ БИБЛИОТЕКАРЕЙ 15.01.2021
Тема:
Ценностные ориентиры и приоритетные направления литературно-краеведческой работы в образовательных учреждениях города через книгу и чтение
План:
2. Литературно-краеведческая деятельность школьной библиотеки как система.
3. Многоаспектная структура литературного краеведения.
5. Основные формы и методы распространения литературно-краеведческих знаний.
Постановка проблемы:
Мы часто говорим о «потерянном поколении», о том, что у нашей молодежи нет идеалов, нет цели в жизни. Но цели и идеалы не появляются сами по себе — ответственность за их формирование лежит на старшем поколении. Каким будет поколение XXI века, зависит только от нас.
Разрушительные процессы в нашем обществе долгое время преобладали над созидательными. Однако без устойчивых приоритетов — семьи, умения трудиться, любви к Отечеству — смысла в жизни не найти.
Отечество начинается с малой родины, а малая родина — с дома, в котором живешь, с улицы, по которой ходишь. «Ты не узнаешь мира, не зная края своего» — это неоспоримая истина. А узнать о своем крае читатель-подросток может из книг по краеведению, журналов, газет. Особую ценность имеют встречи со знаменитыми земляками.
Краеведение в школьной библиотеке всегда было одним из главных направлений деятельности, а практика нашей работы показывает, что в настоящее время краеведческая работа приобретает особое значение. Растет интерес молодых читателей к истории края, краеведение переживает духовный подъем, набирает силу. В библиотеке начался процесс поиска новых форм работы с краеведческой литературой, что в юбилейный для нашего города год приобрело особую актуальность.
Основные задачи:
1. Создание информационно-поисковых систем по краеведению.
2. Развитие интереса к чтению краеведческой литературы.
3. Поддержка и развитие новых эффективных форм работы с краеведческой
книгой.
4.Создание системы информационно-рекламной продукции, служащей
ориентиром в информационных ресурсах по литературному краеведению.
Основные цели:
1. Изучение общего уровня читательской грамотности юношества по
краеведению, состояние читательских интересов и читательской
культуры.
2. Формирование информационных ресурсов по краеведению на основе
принципов целостности, открытости, диалогичности.
3. Воспитание культуры чтения учащихся.
4. Популяризация знаний и привлечение учеников к чтению.
5. Содействие творческому развитию подростков.
6. Раскрытие фонда краеведческой литературы.
Ожидаемые результаты:
Комплексный характер работы в рамках проведения методических мероприятий, усиление индивидуального подхода в краеведческой деятельности работы библиотекарей образовательных организаций, поиск новых форм работы — всё это будет способствовать воспитанию любви к своему дому, краю, Родине — любви как проявлению духовности, которая делает человека личностью.
Материалы МО (из опыта работы школьных библиотекарей города)
Дистанционный семинар
«Привейте человеку вкус к чтению и
предоставьте ему возможность читать
и вы неизбежно сделаете его счастливым»
Джон Хершелл
АКТУАЛЬНОСТЬ:формирование у обучающихся навыков самостоятельного поиска информации, поиск методов стимулирования познавательной сферы школьников посредством чтения и использования ИКТ
ЦЕЛЬ :представить систему работы школьных библиотекарей города по формированию читательской грамотности посредством технологии продуктивного чтения и использования ИКТ в учебно-воспитательном процессе
ПРОБЛЕМА читательской грамотности:
Противоречия между успехами на международном уровне и имеющимися проблемами в нашей Республике.
Низкая потребность в самостоятельном чтении.
Зависимость от уровня культуры семьи.
Ограниченность круга чтения.
Замена чтения компьютером, общение в Интернете.
Обозначив ряд проблем, обратимся к следующим материалам
Нормативно-правовой основой читательской грамотности являются следующие документы: Закон об Образовании Донецкой Народной Республики от 07.07.2015 г. № 55-ШС, преемственность образовательных программ начального общего и основного общего образования. Образовательные программы обеспечивают достижение планируемых результатов, к которым относят:
- формирование УУД;
- формирование ИКТ-компетентности;
- основы учебно исследовательской деятельности - основы смыслового чтения и работа с текстом.
Читательская грамотность является ключевой основой формирования УУД.
«ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ» Приоритетной целью образования в современной школе является развитие личности, готовой к взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию. Такое развитие личности обучающегося задает особые требования ко всем ступеням образования. В соответствии с требованиями к содержанию и планируемым результатам освоения учащимися образовательных программ в качестве результата рассматривается формирование у обучающихся универсальных учебных действий. Особое место среди метапредметных универсальных учебных действий занимает чтение и работа с информацией. Успешное обучение в начальной и основной школе невозможно без сформированности у обучающихся читательской грамотности. Читательская грамотность, понимаемая как способность учащихся к осмыслению текстов различного содержания и формата, как способность к использованию прочитанного в различных жизненных ситуациях, в том числе и для достижения своих целей, расширения знаний и возможностей, становится значимым результатом образования. Обществом в последние десятилетия осознано значение непрерывного образования, связанного с необходимостью для человека сменить несколько видов деятельности в течение жизни. Умение читать уже не может считаться способностью, приобретенной в раннем школьном возрасте, и сводиться лишь к овладению техникой чтения. Теперь это постоянно развивающаяся совокупность знаний, навыков и умений, т.е. качество человека, которое совершенствуется на протяжении всей его жизни в разных ситуациях деятельности и общения. Грамотность - фундамент, на котором можно построить дальнейшее развитие человека. Открывая доступ к книге, она даёт возможность пользоваться сокровищницей мысли и знания, созданной человечеством. Грамотность как определённая степень владения навыками устной и письменной речи является одним из важнейших показателей культурного уровня населения. Конкретное содержание понятия «грамотность» меняется на различных этапах экономического и политического развития общества вместе с повышением его культурных запросов.
Читательская грамотность в определенной степени должна быть сформирована на начальной ступени образования. В среднем и старшем звене читательская грамотность получает своё развитие и, совершенствуясь, переходит в читательскую компетентность.
Специалистами разработана концепция читательской грамотности. Ведущие идеи концепции:
Чтение - это способ обретения культуры, средство расширения кругозора и интеллектуального развития, посредник в общении, базовое умение для учения и жизни. Необходимо, чтобы оно стало инструментом успешной деятельности подрастающего поколения в различных сферах жизни.
Чтение - непременное условие вхождения в культуру. Культура для подростка становится органичной средой его обозначения и проявления его собственного «Я». Его главный мотив деятельности в культуре - обнаружение себя, своих собственных смыслов в системе символов и образов.
В условиях современного образовательного учреждения повышенного уровня образования может быть создана развивающая образовательная среда, в которой культура чтения является базой, инструментом и стимулом общего развития ребенка.
Активизация читательской деятельности детей и подростков возможна под влиянием целенаправленной системы педагогических условий, которыми являются: деятельностный подход в обучении приемам (стратегиям) чтения; организация педагогических ситуаций, стимулирующих читательскую активность детей и подростков; новые направления в совместной работе школы, библиотеки, семьи. В период обучения в образовательной организации ученик должен освоить различные стратегии развивающего, творческого, интеллектуального, делового чтения.
Созданная человечеством книжная культура и феномен чтения относятся к фундаментальным достижениям человеческого разума. Особая роль книжной культуры и ее носителя, человека читающего, в развитии цивилизации неоспорима. Чтение и читательская грамотность (или читательская культура личности) в настоящее время высоко ценятся и осознаются мировым сообществом: годы объявлены ООН десятилетием грамотности.
Чтение - это базовый компонент воспитания, образования и развития культуры. Оно является деятельностью, формирующей и развивающей личность, инструментом получения образования и распространения культуры, свидетельством сформированности коммуникативной и профессиональной компетенции специалиста, инструментом достижения успеха человека в жизни. Роль чтения в развитии у ребенка воображения, освоения языка классической литературы, развития речи, построения своей индивидуальной модели культуры огромна.
Разработка данной концепции актуализирована возрастающей значимостью чтения как базовой интеллектуальной технологии, важнейшего ресурса личностного роста, источника приобретения знаний и преодоления ограниченности социального опыта. Для членов общества чтение является средством трансляции и освоения ценностей мировой культуры, основной составляющей образованности и культурной компетентности личности и, следовательно, подготовки к жизни в глобальном информационном обществе.
Реализация идеи непрерывного образования в современном обществе направлена на преодоление основного противоречия системы образования - противоречие между стремительным объемом информации и ограниченными возможностями ее усвоения человеком в период обучения. Образовательное пространство стремительно расширяется, увеличивается круг школьных и внешкольных источников информации. Этот разрыв, несмотря на использование новых информационных технологий, увеличивается.
Это противоречие ставит перед образовательными учреждениями задачу формировать у школьников умение учиться, извлекать из различных источников необходимую информацию, эффективно удовлетворять свои информационные потребности, которые возникают в процессе учебно-познавательной и самообразовательной деятельности, т. е. грамотно читать.
Достижение обозначенной цели невозможно без формирования у школьников системы знаний, умений и навыков, необходимых для осуществления поиска, критической оценки информации, ее обработки, восприятия, понимания и использования информации в практических целях.
Весь спектр обозначенных знаний и умений в настоящее время принято связывать с понятием читательская грамотность, читательская культура. «Новая грамотность» становится важнейшим фактором успешной профессиональной, учебной, самообразовательной и других видов деятельности, а также социальной защищенности личности в информационном обществе. Овладение умением грамотного чтения и осмысления текстов выдвигается на первый план среди всех других способностей обучающихся к моменту окончания школы, определяющих уровень функциональной грамотности. Обучение способам адекватного понимания текста, не только учебного, является одной из актуальных педагогических задач в современной образовательной ситуации. Значение проблемы адекватного понимания текста особенно усиливается сейчас, в условиях резкого увеличения объема информации, которая должна быть переработана и осмыслена. Увеличение этого объема требует умения быстро и эффективно воспринимать и обрабатывать информацию. Формирование грамотности чтения - одна из актуальных задач школьного образования. Под компетентностью (грамотностью) чтения в исследовании PISA понимается способность понимать тексты различного рода в их высказываниях, намерениях и формальной структуре, приводить их в связь в более широким жизненным контекстом, быть в состоянии использовать для различных целей в соответствии с предметом, вычленять из текста нужную информацию в соответствии с заданной целью. Согласно концепции этого исследования, именно грамотность чтения является базовой способностью для самостоятельного обучения и для полноценного участия в жизни современной информационной цивилизации. Даже для усвоения математических способностей компетентность чтения является базисной.
«Новая грамотность - грамотность чтения» предполагает наличие элементов образования, которые составляют информационную и коммуникационнотехнологическую основу для достижения разных целей. Ее можно представить следующим образом: чтение - нахождение информации посредством поиска, производимого в письменных источниках, наблюдения, сбора и т. п.; письмо - установление гиперсвязей в гиперсреде между всеми типами информации и ее носителями. Овладение школьниками рациональными приемам восприятия и переработки информации, содержащейся в текстах различного характера в зависимости от содержания и коммуникативной задачи, существенно повлияет на эффективность учебных занятий, которая будет выражена в ином (отличном от настоящего) качестве освоения предметного знания. Приемы понимания текста и их целенаправленное освоение невозможно в рамках отдельных областей знаний. Ярко выраженный междисциплинарный характер проблемы требует конструктивного взаимодействия различных предметностей (как гуманитарного, так и естественнонаучного цикла). Возможности для развития грамотности чтения имеет практически каждая учебная дисциплина, поэтому целесообразно это делать совместными усилиями и согласованными действиями практически всех педагогов- предметников.
Социальная значимость обусловлена необходимостью определить имеющиеся в образовательном учреждении возможности поддержки детского и юношеского чтения, выстроить стратегию взаимодействия ОО с учреждениями культуры.
Стратегической целью является создание системы поддержки и развития детского и юношеского чтения в образовательном пространстве ОО. Учитывая особую роль книги в становлении и развитии личности человека, усилия библиотекарей, педагогов должны быть направлены на то, чтобы заложить основы читательской деятельности уже в школьном возрасте, дать подросткам ориентиры для ее активизации и совершенствования.
Для поддержки и развития чтения учащихся необходим комплекс мер, направленных на повышение привлекательности школьной библиотеки. Имеется в виду прежде всего формирование библиотечной территории как гостеприимного пространства для активной интеллектуально-досуговой деятельности с современным дизайном, удобным временем обслуживания, отсутствием различных пространственных и психологических барьеров между читателем и фондом, читателем и библиотекарем. Важно обеспечить свободный, беспрепятственный доступ ко всем ресурсам библиотеки, проанализировать степень комфортности мест для работы учеников-читателей с традиционными и нетрадиционными носителями информации, предусмотреть помещения для межчитательского общения в библиотеке.
Современная библиотека образовательного учреждения должна представить юным читателям информационное пространство в упорядоченном виде и научить пользоваться его информационными ресурсами.
Библиотека, привлекая учащихся к чтению и предоставляя доступ к жизненно важной информации, способствует интеграции в социокультурную среду и повышению уровня социальной защищенности формирующейся личности. Для этого выделяются приоритетные области информирования с учетом социально-психологической и возрастной специфики, связанные с теми сферами жизнедеятельности, которые являются в детском и юношеском возрасте особенно актуальными: формирование мировоззрения, правовой культуры, межличностные отношения, самопознание, обучение жизненным навыкам, экологическое просвещение, выбор профессии, создание семьи.
Информационно-поисковое пространство библиотеки ОО должно строиться как среда адаптации в мире чтения и информации. Внедрение информационных технологий рассматривается как одна из форм поддержки читательской деятельности.
Реализация сочетания современных технологий в процесс обучения может быть обеспечена использованием следующих образовательных технологий:
Ситуационная методика обучения (кейс-метод). Метод конкретных ситуаций - техника обучения посредством анализа конкретных ситуаций.
Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» - общедидактическая интегрирующая технология, обеспечивающая развитие мышления, формирование коммуникативных способностей, выработку умений самостоятельной работы.
Технология ЛУЧ Чтение (Бородина В. А, СПбГУКИ), помогающая освоить различные алгоритмы чтения художественной и интеллектуальной литературы и повысить продуктивность чтения.
Проектное обучение - система обучения, при которой учащиеся приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий-проектов.
- КСО (коллективные способы обучения, или «Обучение в сотрудничестве) - способ обучения, предполагающий объединение учащихся для совместного решения конкретной учебной задачи.
Используя данные технологии в работе школьной библиотеки совместно с педагогами, возможно приведут к повышению интеллектуального потенциала учащихся, их адаптации к современным условиям информационного общества.
2019 - 2020 учебный год
Дистанционный семинар
Материалы семинара
Наша задача сегодня:
Это, во-первых, техника аппликации, во-вторых, пэчворк (именно эта техника дала основания называть кинусайгу лоскутными картинами), в-третьих, мозаика, в-четвертых… резьба по дереву.
Поэтому кинусайга – жанр довольно редкий: далеко не всем европейцам, побывавшим в Японии, посчастливилось поглядеть на лоскутные картины. Но на тех, кому удается их увидеть, они производят неизгладимое впечатление.
Презентационные материалы МОУ "Основная школа № 77" "РУКОДЕЛИЕ ДЛЯ ЖЕНЩИНЫ — ЭТО ТАБЛЕТКА ОТ СКУКИ И СТРЕССА"
Презентационные материалы МОУ "Основная школа № 91"
Дистанционный круглый стол
Проблема. Повышение профессионального мастерства и
профессионализма библиотечных работников общеобразовательных организаций путём
создания целостной системы работы в формировании высококультурной, гуманной и нравственной личности, гражданских качеств,формирование у подрастающего поколения чувства
любви к Родине и гордости за свою страну, уважительного отношения к славному
военно- историческому прошлому, особенно к Великой Победе над фашизмомчерез книгу и инновации библиотечной работы.
Задачи.
-Содействовать
обобщению и распространению опыта библиотечных работников общеобразовательных
учреждений в использовании инновационных технологий и расширения новых сетевых взаимодействий с организациями и учреждениями
города и республики.
-Способствовать
развитию образовательного, социокультурного, патриотического и гражданского
становления обучающихся средствами книги
и библиотеки.
-Повысить
престижность библиотечной профессии путём популяризации опыта работы участия в различных формах методической
работы, формирования стабильного кадрового состава библиотечных работников.
-Способствовать укреплению международного сотрудничества в сфере
библиотечного дела, повышение престижа библиотечных работников
общеобразовательных учреждений на республиканском и международном уровнях.
Основные направления:
- индивидуальная и групповая методическая
деятельность;
-повышение уровня профессиональной квалификации и
культуры библиотекарей ОУ;
-сетевое взаимодействие с образовательными,
научными, культурно-просветительскими государственными и общественными
организациями города, республики, РФ.
Ожидаемые результаты:
-положительное изменение качественных показателей
методической и самообразовательной деятельности библиотекарей ОУ;
- положительное изменение профессионализма
библиотечных работников ОУ.
Актуальность.
Самая
простая и, одновременно сложная задача библиотеки –оказать помощь в воспитании
человека, который будет приобретать жизненный опыт с помощью книг, находить
ответы на все вопросы и знать, что без чтения человек не проживет. Задача
школьной библиотеки не только обладать информацией, но и уметь ею пользоваться.
Поэтому, немалую роль в удовлетворении информационного запроса читателей играет
библиотека и Интернет. Он нужен и для
того, чтобы библиотека была представлена не только как «физическое место», а
имела свой виртуальный вид.
Школьная библиотека -структурное подразделение
общеобразовательного учреждения, это культурно-образовательный центр социума,
строящий свою работу, выбирая новые формы, методы и приёмы, отвечающие
потребностям всех участников образовательного процесса. Целью внеурочной
деятельности (таковой является школьная библиотека) является обеспечение
достижения ребенком планируемых результатов, освоения основной образовательной
программы за счет расширения информационной, предметной, культурной среды, в
которой происходит образовательная деятельность, повышения гибкости ее
организации.Библиотека, как
накопители исторической памяти, выступает информационным проводником между
поколениями, остаётся достойным хранителем патриотических традиций. Перед
школьными библиотеками стоит нелёгкая задача – развитие у подрастающего
поколения через книгу высокой социальной активности, гражданской
ответственности, духовности, любви к своему Отечеству.
Знакомить детей и
подростков с хорошей книгой – такая задача стояла перед библиотекой всегда.
Новая система образования должна ориентироваться не
столько на усвоение универсальных знаний, умений и навыков, сколько на развитие
личности ребёнка, способного творчески применять полученные знания в
практической деятельности. Школьная библиотека является участником реализации
образовательных стандартов и организует свою деятельность по направлениям
развития личности:патриотическое, духовно-нравственное, общеинтеллектуальное,
социальное, общекультурное, проявляющее в различных формах: беседах,
библиотечных уроках, конференциях, диспутах по прочитанным книгам, праздниках
книги, конкурсах «Читатель года», исследовательской деятельности.Чтение необходимо направлять в русло
духовно-нравственной сферы в целях воспитания гражданина-патриота.
Таким образом, школьная библиотека не может
оставаться в стороне от учебно–воспитательного процесса, наоборот содействовать
информационно-методическому обеспечению общеобразовательного процесса, а также
оказывать помощь в реализации основной образовательной программы, которая
способствует формированию информационной
компетентности учащихся и включает:
- побуждение желания
соответствовать высокому званию гражданина, уважительно относиться к таким
высоконравственным понятиям, как Родина, патриотизм, подвиг, героизм,
интернационализм;
-изучение истории и культуры
Отечества и родного края;
-умение найти необходимую информацию и пользоваться ею,
что способствует формированию библиотечно-библиографической компетентности;
-умение
анализировать и оценивать информацию, способствующую развитию критического мышления;
- перерабатывать и структурировать текст, формирующий
культуру чтения;
- умение использовать современные информационные
технологии;
-умение создать свою, особую, библиотечную среду,
включающую информационную, культурную, эмоционально-психологическую,
экологическую и материальную составляющие;
-создание комфортности, которой является библиотечный
фонд и его использование в образовательном процессе;
-внедрение библиотечных программ и проектов, ведь одной
из его задач является обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных
форм организации образовательного процесса, взаимодействия всех его участников,
единства учебной и внеурочной деятельности.
Вопросы для
обсуждения
1.Интерактивные формы и
мультимедийные проекты в организации массовых мероприятий в работе школьной
библиотеки, приуроченные Году Великой Победы.
2.Роль библиотечного сайта
(блога) в стимулировании чтения учащихся, формировании
высококультурной,
гуманной и нравственной личности, гражданских качеств, уважительного отношения к славному военно-
историческому прошлому, особенно к Великой Победе над фашизмом через книгу и инновации библиотечной работы.
3.Стимулирование чтения литературы военно-патриотического направления, новые
поиски и дополнения фактами прочитанные произведения.
4.Организация деятельности школьной библиотеки в рамках проведения
мероприятий, приуроченных Году Великой Победы.
5.Новые форматы книг: тревелбук,
флипбук, фанбук, смэшбук, джанбук, их роль в формировании читательского
интереса.
6.Виртуальное пространство школьной
библиотеки как ресурс повышения информационно-образовательной среды школы,
способствующий формированию патриотических и духовно-нравственных качеств
школьника.
7. Формирование у школьников библиографических знаний и
культуры чтения через библиотечные уроки.
8.Информационная культура библиотекаря как основа
успешной профессиональной деятельности в мотивации чтения средствами новых библиотечных технологий.
9.Мониторинг чтения, мотивация
читательского интереса как результат библиотекаря в повышении профессиональной
деятельности.
10.Формирование
творческой личности в условиях школьной библиотеки.
11. Инновации в работе школьной
библиотеки- залог повышения качества образования.
12.Система воспитательной работы в библиотеке как основа развития нравственно-патриотической
гражданской активности обучающихся
Требование к материалам, присланнымучастниками
заседания круглого стола:
1.Название темы
(прописными буквами), фио автора (полностью), занимаемая должность, №
общеобразовательного учреждения.
2.Краткая аннотация
(1-3 предложения) шрифт 12 ptTimesNewRoman)
3.Ключевые слова: (перечень ключевых слов до 10, шрифт 12
ptTimesNewRoman)
4.Текстовые материалы должны быть представлены в виде
одного файла в формате MsWord. Формат
листа А-4, слева-3см, справа 1,0см,
вверху и внизу по 2,0см. Шрифт «TimesNewRoman», кегль 14,
междустрочный интервал – одинарный. Абзац – 1,25 см, выравнивание по ширине.
Объем от 4-8 страниц включительно. Не более 2-3 чётких фотографий, вставленных
в начале текста,отражающих тему выступления.
5.Использованная литература.
6.Текст
должен быть тщательно вычитан и отредактирован. Автор несёт ответственность за
содержание, достоверность приведенных фактов, цитат, статистических и иных
данных, имен, названий и прочих сведений. Материалы отправить на почту utyanskaya2014@yandex.uaПо итогам заседания
дистанционного круглого стола будет изданэлектронный сборник, которыйбудет
представлен на одобрение заседания методического совета методического центра
управления образования, а затем размещён на блоге Макеевка. Школьные библиотеки,
что даст возможность участникам заседания дистанционного круглого стола
добавить опубликованные материалы в портфолио библиотекаря.
Дистанционный семинар
Целевые ориентиры формирования читательской активности детей старшего школьного возраста
27.11.2019 - 27.12.2019
2018-2019 учебный год
"Любовь к Отечеству сквозь таинство страниц"
(сборник материалов, приуроченных
Году истории Донбасса в Донецкой Народной Республике)
Школьная библиотека - модель формирования
информационного пространства и читательской культуры
Дистанционная конференция
От профессионального библиотекаря - к успешности читателя
15.02.2019 - 25.03.2019
Современная
школьная библиотека работает в сложных условиях становления информационного
общества, общества знаний, модернизации системы образования на основе внедрения
новых образовательных стандартов. Библиотечные работники общеобразовательных
учреждений являются активными участниками инновационных преобразований школы.
Школьному библиотекарю принадлежит ведущая роль в обеспечении многообразия
содержания образовательного процесса, в формировании у читателей навыков
независимого библиотечного пользователя, в обучении пользованию книгой и
другими носителями информации. В настоящее время школа нуждается в
библиотекаре, обладающем полипрофессиональными способностями и владеющем
полипрофессиональными знаниями.
Это
требует активного профессионально-личностного развития библиотечных
специалистов: актуализации профессиональных знаний, освоение педагогических и
новых информационно-коммуникативных технологий (далее ИКТ). Процесс
непрерывного образования библиотекаря становится средством саморазвития и
процессом осмысления собственного профессионального пути.
В системе
повышения квалификации на первый план выступает формирование у библиотекаря
авторского стиля деятельности, создание и защита концепции развития школьной
библиотеки.
Сегодня во
всем мире быстро меняются стандарты образования, изменяется парадигма (от греч. paradeigma —
пример, образец) — совокупность научных достижений, признаваемых всем научным
сообществом в тот или иной период времени и служащих основой и образцом новых
научных исследований) образования. Обучение в ХХI веке – это не просто передача знаний как эстафетной палочки от одного
человека к другому, это, прежде всего, создание условий, при которых становятся
возможными процессы порождения знаний самими обучающимися, их активное и
продуктивное творчество.
Важнейшим из
требований является запрос общества на массовость креативных компетентностей,
которые до сих пор рассматривались как элитарные, и на массовую готовность к
переобучению.
Другим новым
требованием является акцент на необходимости образования в течение жизни.
Должна происходить индивидуализация образовательных траекторий: большую часть
набора образовательных услуг формирует уже не педагог/государство по отношению
к незрелому/пассивному обучаемому, а самостоятельный человек для себя самого.
В системе
непрерывного образования ключевым фактором результативности является
самостоятельная работа учащихся, а, следовательно, их самостоятельный доступ к
учебным ресурсам и технологиям самообразования. Для этого на всех уровнях
образовательной системы должен быть обеспечен доступ к образовательным
ресурсам, прежде всего в форме электронных библиотек, библиотек цифровых
образовательных ресурсов на основе отечественных разработок и локализации
лучших образовательных ресурсов со всего мира.
Модель «Карты профессиональной компетентности» — это
система необходимых профессиональных умений, способностей, особенностей
характера и личностной направленности, обеспечивающих единство теоретической и
практической готовности специалиста к осуществлению своей профессиональной
деятельности.
Профессиональная компетентность — это характеристика степени соответствия требованиям
профессии; выраженная способность применять свои знания и навыки, способность к
постоянному профессиональному росту и повышению квалификации, реализация себя в
профессиональном труде. Компетентность — интегральная характеристика,
отражающая деловые и личностные качества специалистов. Это способность успешно
действовать, решать задачи определенного рода деятельности на основе знаний,
умений, навыков, опыта.
Предлагаем принять участие школьных библиотекарей, педагогов по следующим вопросам:
??? Использование информационных технологий в работе школьной библиотеки открывают новые возможности для всех участников образовательного процесса, обеспечивая эффективность, совершенствуя процесс, способствуют повышению профессиональной компетентности школьного библиотекаря.
??? Моя модель «Карты профессиональной компетентности»
Дистанционный семинар
"Мониторинг как метод анализа
деятельности школьных библиотек"
Материалы семинара
ШКОЛА БИБЛИОТЕЧНОГО МАСТЕРСТВА
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ БИБЛИОТЕКИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННЫХ ТРЕБОВАНИЙ
В условиях информатизации школы и общества первоочередной задачей для школьных библиотек является внедрение в деятельность информационно-коммуникационных технологий, которые помогут сделать библиотеку более доступной, привлекательной и эффективной.
В практику работы школьных библиотек вошли и пользуются популярностью виртуальные выставки. Насколько красивыми и значимыми являются выставки в традиционной форме, говорить лишний раз не стоит. А вот что касается виртуальных выставок, снабжённых большим количеством иллюстраций и мультимедийными презентациями, то стоит отметить, что они отвечают требованиям визуального восприятия материала, а значит, развитию творческого воображения, так необходимого подрастающему творчески мыслящему ученику. Созданы:
ТРАДИЦИИ
|
ИННОВАЦИИ
|
Экскурсия по библиотеке
|
Виртуальная экскурсия (презентация)
|
Работа в читальном зале
|
Получение информации через Интернет
|
Поиск информации вручную
|
Поиск по ПК и отправка на электронную почту
|
-предоставление доступа к ресурсам и материалам;
-справочно-информационное обслуживание;
-поощрение чтения;
- помощь в работе с информацией.
Творческий отчёт библиотекарей
общеобразовательных организаций
Моя профессия - библиотекарь
Виртуальный Круглый стол
Партнёрская деятельность как фактор
продвижения детского чтения
Народная мудрость права: все новое
— это
хорошо забытое старое.
В первой
декаде декабря месяца в методическом центре управления образования
администрации города Макеевки в режиме он-лайн прошёл круглый стол «Партнёрская
деятельность школьной библиотеки в формировании творческого читателя «КНИГА.
ЧТЕНИЕ. БИБЛИОТЕКА», участники -
библиотекари муниципальных общеобразовательных учреждений СШ № 16, 19, 29, 32, 44, 92, 93, 103, ОШ № 41, 77,
91.
Модератор
мероприятия Утянская Т.С., методист методического центра управления
образования администрации города Макеевки.
Участники круглого стола показали значимость
сотрудничества школьных библиотек с педагогами, родителями, детскими муниципальными
библиотеками отдела культуры, городским музеем.












Итак, круглый стол состоялся. В заключении были
высказаны пожелания библиотекарей - искать новое в работе с читателями, творить
и продолжать осуществлять взаимодействие
всех библиотек с учетом их различий, целей деятельности и форм работы для
достижения конкретных результатов – формирования компетентного читателя и привлечения внимания
властных структур к проблеме чтения.
Партнёрская деятельность как фактор продвижения детского чтения
Делимся опытом
Культура чтения: коммуникативный и акмеологический аспекты
(презентация Утянской Т.С., методиста МЦ)
Проблемы культуры чтения: методологические аспекты вовлечения обучающихся в этот процесскак определяющий, образовательный и культурный уровень будущего гражданина (презентация Гаврик Н.А., старшего учителя, учителя русского языка и литературы)
Презентация издательства "ОСНОВА" - 2017
залог успешного развития
общества и государства
ПРОГРАММА СЕМИНАРА
Делимся опытом
Повышаем информационную компетентность